Все архитектурные термины

Все архитектурные терминыАрхитектурные мастерские.

Российские архитекторы.

Зарубежные архитекторы.

Архитектурный клуб.

Все архитектурные термины.

Абак (греч. Abax доска) верхняя плита капители. В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (в дорическом и ионическом ордерах) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями. Акант, аканф (греч. akanJoV) декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант; этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента.

(греч. Abax доска) верхняя плита капители. В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (в дорическом и ионическом ордерах) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями.

(греч. akanJoV) декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант; этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских и композитных капителей. модульонов. акротериев ; акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.

(лат. Aquaeductus, от aqua – вода и duco – веду) – водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.

(греч. akrwthrion) – скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона (или над тимпаном портала. закомары. и т.д.

(лат. – altaria, от altus – высокий) – жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально – место для жертвоприношений на открытом воздухе. В древней Греции и Риме – отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. В христианских храмах алтарем называют стол (“престол”), на котором совершалось священное таинство, в католических так называются также декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. С VIII в. появились переносные алтари-складни с живописью на створках. В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах (с XIV-XV вв.) – иконостасом.

(греч. amfiprostulos, от amfi с обеих сторон, и prostulos имеющий колонны с передней стороны) тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане и имеющего колонные портики на торцовых фасадах ; продольные стены амфипростиля сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора.

(от греч. amfiqeatron) – 1. Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров ). Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Крупнейший амфитеатр – Колизей в Риме. 2. Места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке.

(франц. Ensemble – совокупность, стройное целое) группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта. Постоение ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, быть определено взглядами архитекторов или заказчиков, а также историей его возникновения.

(франц. Entablement, от table – стол, доска) верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах. составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть – архитрав. на опирающийся на него фриз и венчающую часть – карниз. Встречается неполный антаблемент (без фриза). Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

(лат. Antefix, от ante – спереди и fixus – прикрепленный) украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты или щита с рельефом). Обычно помещалось по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма.

(лат. Antae) – выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах, тип которых получил название “храм в антах.

(франц. Enfilade, от enfiler – нанизывать на нитку) – ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера.

(от греч. Hapsis, род. падеж hapsidos – свод) – расположеннй в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились в древнеримских базиликах. термах. храмах.

(от лат. Arcus – дуга, изгиб) – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. В зависимости от размера пролета, нагрузки и назначения арки выполняются из камня, железобетона, металла и дерева. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима. Части арки.

замковый камень.

– монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом и аттиком ; украшаются скульптурой и памятными надписями. Триумфальные арки появились в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя (арки Тита, 81 г. н.э. Септимия Севера, 203 г. н.э. Константина, 315 г. н.э. в Риме). По их принципу построены арки в Париже (на прощади Каррузель, 1806 г. и на площади Звезды (Шарля де Голля), 1806-37 гг.). В России триумфальные арки возводились в честь военных побед с петровского времени (Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте в Москве, 1827-34 гг. архитектор О.И. Бове; Нарвские триумфальные ворота в Петербурге, 1833 г. архитектор В.П. Стасов.

(от франц. Arcade) – ряд одинаковых по форме и размеру арок. опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

(от нем. Arkatur) – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах.

(от греч. Astragalos, букв. – шейный позвонок) – гладкий или обработанный в виде бус валик, служащий сочленением ствола колонны с капителью или базой.

(франц. Arc-boutant) – наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического храма опорным столбам – контрфорсам. расположенным за пределами основного объема здания. Система аркбутанов, контрфорсов и нервюр составляет конструктивную основу готического храма. Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство храма, увеличить оконные проемы, пролеты сводов и т.д.

(итал. archivolto, от лат. arcus volutus – обрамляющая дуга) – декоративное обрамление арочного проема. Архивольт выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом ее обработки.

(от греч. Architektonike – строительное искусство) – художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном строе форм, делающем наглядными статические усилия конструкции. Отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведений и т.п. В более широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

(от греч. Archi – главный и лат. Trabs – балка) – в архитектурных ордерах – балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента. обычно лежащая на капителях колонн. В дорическом и тосканском ордерах архитрав – широкая гладкая балка; в ионическом и коринфском состоит из трех небольших горизонтальных уступов – фасций.

(от греч. Attikos аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.

(лат. аtrium) – закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения. В центре атриума был бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды.

(греч. Basis – подставка, основание) – основание, подножие колонны или столба. Базы различаются по высоте и профилю (см. ордера архитектурные, обломы архитектурные). Особенно разнообразны готические базы, отличающиеся сложностью рисунка.

(греч. Basilike – царский дом; в Афинах – портик, где заседал архонт-базилевс) вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (преимущественно нечетное количество) частей (нефов ), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний неф всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Первые христианские базилики имели деревянное открытое строительное перекрытие, которое позднее сменилось каменным сводчатым.

(франц. balustrade) – ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т.д. состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин ), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.

– невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т.д.

(греч. baptsthrion – купель, от греч. baptizw погружаю) – помещение для совершения обряда крещения. В западноевропейских странах баптистерий – часто отдельное сооружение, круглое или многогранное в плане, завершенное куполом. Внутри баптистерии украшались мозаикой, скульптурой; посредине находилась купель для крещения.

– цилиндрическое или многоранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда декоративной луковичной главы), обычно прорезанное окнами.

(итал. baldacchino, букв. – шелковая ткань из Багдада) – нарядный церемониальный навес над троном, парадным ложем, церковным алтарем ; первоначально матерчатый, позднее – из камня, дерева, металла (Балдахин в соборе св. Петра в Риме, XVII в. арх. Л. Бернини). В русском зодчестве известен с XI в. (см. сень и киворий.

– сооружение, высота которого намного больше его горизонтальных размеров (диаметра, стороны основания). Первоначально строились для целей обороны (сторожевые вышки, башни замков – донжоны ). Применяются в культовом зодчестве (колокольни. минареты ), в гражданской архитектуре (маяки, административные здания), а также в качестве инженерных сооружений (водонапорные, радио- и теле- башни) и др. Возвышаясь над окружающей застройкой, выразительные и динамичные по композиции, башни часто играют роль основной высотной доминанты архитектурного ансамбля.

(итал. Belvedere, букв. – прекрасный вид.

надстройка над зданием, обычно круглая в плане.

павильон, беседка на возвышенном месте.

название некоторых дворцов, расположенных в живописном природном окружении (например, в Ватикане.

– тип малоэтажного жилого дома, обычно состоящего из нескольких расположенных в ряд квартир, с изолированными входами в каждую квартиру и приквартирными земельными участками.

(в мелкомасштабных профилях валик) – криволинейный облом. имеющий в поперечном разрезе вид полукруга.

– четырехскатная крыша с треугольными скатами (вальмами) от конька до карниза по торцовым сторонам. Если вальма не доходит до карниза, крыша называется полувальмовой.

– в деревянном строительстве бревна или брусья, составляющие один горизонтальный ряд сруба. В углах сруба бревна связываются путем врубки – с выступающими концами (“в обло”) или без них (“в лапу”, “в шип”). От количества венцов зависит высота сруба, а его площадь определяет длина бревен.

(нем. westwerk) – поперечная постройка в западной части храма (с 2-3 башнями, открытыми в неф галереями и капеллами на хорах), служившая целям придворного церемониала (первоначльно появляется каролингских и романских храмах Германии.

(франц. Viaduc, от лат. Via – дорога и duco – веду) – мостовое сооружение большой протяженности и на высоких опорах при пересечении дороги с оврагами, ущельями, болотистыми долинами рек. Постепенное нарастание высоты опор (в некоторых случаев – и размера пролетов) отличает виадук от эстакады.

(лат. Villa – усадьба, поместье) – загородный дом с садом или парком. В древнем Риме виллой называли загородное поместье, предназначенное для развлечений и отдыха. Живописно расположенные постройки виллы группировались вокруг открытого двора, жилые помещения украшались мозаиками и росписью. Комплекс виллы иногда включал здания храма и театра, каналы и водоемы, декоративную скульптуру (вилла Адриана в Тиволи, близ Рима, 125-135 гг. н.э.). в эпоху Возрождения сложился новый тип виллы, приобретшей осевую композицию с главным зданием в центре, лоджия которого открывалась на террасные сады (вилла Мадама в Риме, с 1517 г. арх. Рафаэль, А. Да Сангалло). Строгость и стройность ансамблей эпохи Возрождения сменяет сложная и прихотливая композиция пышных барочных вилл, рассчитанная на пространственные эффекты при последовательном восприятии отдельных частей комплекса. В XIX XX вв. виллой называется комфортабельный односемейный дом с садом или парком в пригороде или на курорте.

(нем. Vimperg ) – высокий остроконечный декоративный фронтон. завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном.

(лат. и итал. Voluta, букв. – завиток, спираль) – архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре, часть ионической капители. входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов. обрамления порталов. дверей, окон.

– в русском и украинском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения. Распространен главным образом в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип “восьмерик на четверике”), реже они заверщают крестообразный в плане объем.

– криволинейный вогнутый облом. профиль архитектурно-пластической детали, по очертанию – четверть окружности.

(франц. galerie, от итал. galleria.

длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны. столбы или балюстрада. примыкающее к стене здания.

удлиненный зал со сплошным рядом больших окон на одной из продольных стен.

верхний ярус зрительного зала (т.н. галерка.

название художественных музеев, преимущественно картинных галерей.

Гипостиль, гипостильный зал.

(от греч. upostuloV, от upo – “под” и stuloV колонна, т.е. – поддерживаемый колоннами) – в архитектуре Древнего Востока (Египет, Иран) большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.

– фигурная деталь главным образом в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовалась в русской архитектуре XVI-XVII вв. в декоре ворот, крылец, оконных проемов.

– наружное декоративное завершение барабана. Главы бывают шлемовидными, грушевидными, луковичными, зонтичными, конусовидными и др. Придают верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которая усиливается позолотой раскраской, а также фактурой кроющих материалов (черепица, лемех, фигурное железо и др.

– небольшой город с разреженной застройкой, обилием открытых озелененных пространств и ограниченным числом жителей (30-35 тыс.), которым обеспечиваются как удобства городской жизни, так и связь с природой. Тип города-сада возник в нач. XX в. как попытка избавиться от социальных противоречий капиталистических городов. Основные принципы организации города-сада изложены в трудах английского социолога и архитектора Э. Хоуарда. Первый город-сад – Лечуорт – был заложен в 1902 г. в 55 км от Лондона. Получив затем широкое распространение, города-сады строились в Германии, Франции, Испании, Италии, Чехословакии, Австрии и др. странах. Попытка построить город-сад была предпринята в 1910-х гг. в России, в 40 км от Москвы в Кратове (арх. В.Н. Семенов.

– город или поселок городского типа, развивающийся близ крупного города и входящий вместе с ним в единую систему группового расселения. Город-спутник обеспечивает жителям трудовую занятость и социально-бытовое обслуживание на месте, а также культурную связь с крупным городом. В соответствии с функциями различают несколько типов городов-спутников: промышленные, промышленно-транспортные, курортные, жилые (т.н. “спальные” районы.

– в русских городах комплекс для торговли и хранения товаров. В XVI-XVII вв. гостиный двор – обычно прямоугольная площадь, обнесенная каменной и деревянной стеной с башнями и проездными воротами. По внутреннем периметру стен пристраивались торговые и складские помещения (обычно 2-х этажные), объединенные открытыми галереями. С XVIII в. гостиные дворы стали строиться с открытыми на улицу аркадами и колоннадами. во многом определяя архитектурный облик центра среднерусских городов (Владимир, Кострома, Калуга, Ярославль.

– в Киевской Руси большое помещение для рядовых дружинников (гридей) в княжеском дворце. Использовалось также для праздничных пиров. Иногда гридница была отдельным сооружением.

– архитектурное сооружение или саркофаг, вмещающее тело умершего и увековечивающее его память. Примерами гробниц могут служить египетские пирамиды. мастабы. крито-микенские купольные гробницы толосы. скальные гробницы Индии, Передней Азии и этрусков, монументальные мавзолеи Древней Греции и Рима, купольные гробницы Индии, богато украшенные скульптурой сооружения Китая и Кореи. В Западной Европе гробницы помещались внутри церквей.

(франц. grotte, от итал. grotta) – тип паркового помещения или павильона, кладка или отделка которого (ракушки, туф, морские камни) имитируют естественную пещеру. Гроты были широко распространены в европейской садово-парковой архитектуре XVII-XVIII вв. (в России – с XVIII в.

– в древнерусской архитектуре наружная терраса или галерея. окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI-XVII вв. иногда встречались в светских постройках.

(нем. gurt, букв. пояс, подпруга.

профилированные горизонтальные и вертикальные тяги на фасаде и в интерьере.

в готической архитектуре арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра крестового свода. выполненного из мелких камней. См также Нервюра.

– архитектурный облом. представляющий собой сочетание двух дуг: в прямом гуське – верхней вогнутой и нижней выпуклой, в обратном гуське – наоборот.

(от лат. gutta капля; другое название регулы) – украшения в виде маленьких усеченных конусов или цилиндров под триглифами (либо над ними) и метопами в постройках дорического ордера, или на нижней плоскости мутул.

(от княжий двор жилище князя) резиденция правителя, представителя знати, духовенства или зажиточного человека. В рабовладельческих деспотиях Востока и в восточной части Средиземноморья строительство дворцов было связано с задачами представительности и с государственной идеологией. Сложную композицию здания составляли многочисленные помещения для торжественных приемов и церемоний. Римские дворцы отличались симметрией главных помещений, которые располагались вокруг дворов с фонтанами, водоемами и скульптурой. Аналогичные композиционные приемы применялись в архитектуре дворцов императоров и наместников в римских европейских, азиатских и африканских провинциях, в Византийской империи, где их планы видоизменялись в соответствии с местными условиями. В раннесредневековой Европе дворцы входили в комплекс крепостных сооружений (см. Замок ), позже постепенно обособились в самостоятельные постройки, отличавшиеся богатством декора. В эпоху Возрождения в Европе сложился новый тип городского дворца палаццо. В XV-XVI вв. сформировался более репрезентативный тип дворца (королевский, императорский, царский). Их комплексы, занимавшие нередко целый квартал и включавшие обширные парки, доминировали над окружающим пространством (Версаль, Лувр, Эскориал, Императорский дворец в Пекине, XV в.). Характерной чертой композиции дворца стала анфилада, объединявшая большое количество помещений, а также парадный двор курдонер. С сер. XIX в. сооружаются крупные, часто роскошно отделанные дворцы общественного назначения ( Хрустальный дворец на Всемирной выставке в Лондоне, 1851 г. Дворец спорта в Риме, 1960 г.). В архитектуре Советской России и позднее СССР были распространены т.н. Дворцы Труда, Культуры, Спорта и т.д.

(франц. dessus de porte над дверью) – панно, расположенное над дверью (обычно живописное или скульптурное). Десюдепорты широко применялись в отделке парадных интерьеров в Европе XVII-XVIII вв.

(франц. donjon) – главная башня феодального замка. четырехугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля.

– один из трех основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками – каннелюрами; капитель состоит из круглой подушки – эхина и толстой квадратной плиты – абака. Антаблемент членится на архитрав. фриз и карниз ; фриз по горизонтали делится на триглифы и метопы. Дорический ордер сложился в дорийских областях Древней Греции в период перехода к строительству храмов и сооружений из камня (встречается уже между 600 и 590 гг. до н.э. в самой Греции и в дорийских колониях – храм Артемиды в Керкире). В VI-V вв. до н.э. дорический ордер стал важнейшим элементом монументальных композиций и главным средством художественной выразительности зодчества поздней архаики и классики. См. подробнее Ордера архитектурные.

– многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир внаем. Как тип сложился в европейской архитектуре 1830-40-хгг. и к XX в. стал одним из основных типов городского жилья. В кон. XIX – нач. XX вв. доходный дом обычно занимал по периметру весь принадлежавший домовладельцу участок с незастроенным внутренним двором-колодцем. Доходные дома имеют сотообразную пространственную структуру: однородные по планировке квартиры группируются вокруг лестничных клеток, коридоров и галерей. Многообразную архитектурную и декоративную обработку имел, как правило, лишь парадный, уличный фасад.

– декоративная деталь в русской деревянной и каменной архитектуре XIII XVIII вв. утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталах.

(от др.рус. комара свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый ) свод.

– вытянутый в плане храм с нефами равной высоты, либо с несколько более высоким (но без окон) средним нефом (т.н. псевдобазилика), а также однонефный храм без трансепта. Типичны готические северо-немецкие, чешские и польские зальные храмы XIII нач. XVI вв. (костел девы Марии в Гданьске.

(зам`ок) –клинообразный камень или кирпич в вершине свода или арки. Часто имеет орнаментальную или скульптурную обработку. Иногда превращается в декоративную деталь, украшающую арки и плоские перемычки.

(з`амок)– укрепленное жилище феодала. Ранние замки имели суровый облик благодаря глухим мощным стенам, рассчитанным на длительную оборону. С переходом к тактике активной обороны на стенах и башнях появляются машикули для навесной стрельбы. В XIII XVI вв. замки превращаются в сложные комплексы оборонительных, жилых, культовых и хозяйственных сооружений, образующие целостные ансамбли. Их облик обогащается аркадными галереями (главным образом во внутренних дворах), эркерами. многообразными башнями с нарядными завершениями. С развитием артиллерии замок утрачивает значение крепости, в его композиции главную роль начинает играть дворцовое здание. Признаки замковой архитектуры сохраняются, но отделка башен, зубчатых стен с бойницами приобретает все более декоративный характер. В дальнейшем замки вытесняются городскими и загородными дворцово-парковыми комплексами.

– надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц.

стенообразные в виде стены с проемами.

столпообразные башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, восьмигранным, реже девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается церковь.

палатного типа прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.

(аккадск.) – в архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня. Зиккураты имели 3-7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пологими подъемами – пандусами.

– русский деревянный срубный жилой дом (преимущественно сельский, до XVII XVIII вв. – и городской), в узком смысле – отапливаемое помещение (древнерусское “истьба”, “истобка”, упоминается в летописях с X в.). Крестьянский дом мог состоять из одной избы; избы с сенями; избы, сеней и клети; двух изб с сенями. В избе зимой сосредоточивалась вся жизнь семьи, здесь же держали молодой скот. Избу с беструбной печью называют курной или черной, избу с трубой – белой. Планировка избы определялась положением печи, по диагонали от которой был передний, или “красный” угол. Сбоку от печи под потолком настилались полати, внизу – деревянный ящик-голбец. Изба строилась из бревен, скрепленных в венец. Избы бывали с нижним этажом – подклетом – и без него, кровля могла быть деревянной или соломенной, окна волоковые (прорубленные в бревнах) или косящатые (с рамами). Силуэт избы венчали резной конек (охлупень ) и кровля крыльца; фасад украшали причелины. полотенца, наличники окон; потолок, стены, печи, двери нередко украшались росписями.

(греч. ippodromoV, от ippoV – лошадь и dromoV – бег) – место проведения испытаний рысистых и скаковых лошадей и конноспортивных соревнований. Ипподромы Древней Греции и Рима представляли собой прямоугольную площадку с закругленным концом и стеной посередине, вокруг площадки располагались трибуны для зрителей. Первый в России ипподром был организован в 1826 г. в Лебедяни Тамбовской губернии, в 1834 г. был создан в Москве (в 1951-55 гг. здание ипподрома с трибунами было перестроено архитектором И.В. Жолтовским.

(от греч. eikwn образ и stasiV место стояния) – перегородка с рядами икон (чинами), отделяющая алтарь от основной части православного храма. Иконостас пришел на смену низкой алтарной преграде византийского типа. В развитой форме (высокий иконостас), известной на Руси с кон. XIV XV вв. чины устанавливались на расписных балках-тяблах и располагались один над другим в строго иерахической последовательности. Внизу находится ряд местных икон, выше – “деисусный” чин (deisis греч. моление; включал иконы с изображениями Христа и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, отцов церкви и др.), еще выше – “праздничный” (с изображениями главных эпизодов Евангельского цикла) и “пророческий” чины. В XVI XVII вв. в иконостас включают новые ряды (страстной, апостольский, праотеческий и др.). Тябла и стойки иконостаса украшались резьбой, басмой, чеканкой. С появлением во второй половине XVII в. резных колонок, профилированных и раскрепованных цоколей и карнизов. сплошного золочения иконостасы становятся средоточием монументально-декоративного убранства храмов. В XVIII – нач. XIX вв. традиционные формы иконостаса сильно изменяются под влиянием убранства западноевропейских алтарей.

(франц. imposte.

Профилированная архитектурная деталь над столбом, лопаткой или капителью колонны (часто в форме антаблемента), служащая опорой для пяты арки.

Узкий простенок, членящий дверной или оконный проем по вертикали.

(лат. intercolumnium, от inter – между и columna – колонна, столб) – пролет между рядом стоящими колоннами в ордерной архитектуре. Величина интерколумния (постоянная для каждой данной колоннады ) зависит от масштабов сооружения, характера и ордера колоннады, а также от размера и материала колонн и архитрава.

(от франц. interieur внутренний) внутреннее пространство помещения. Функциональное назначение интерьера определяет его архитектурное решение (размер, пропорции и т.д.) и характер убранства, которые в свою очередь служат художественной выразительности интерьера.

– один из трех главных греческих архитектурных ордеров. Имеет стройную колонну с базой и фустом, прорезанным вертикальными желобками-каннелюрами ; капитель состоит из двух крупных завитков – волют. Антаблемент иногда без фриза. архитрав состоит из трех горизонтальных полос; фриз часто сплошь покрывался рельефом. Ионический ордер отличается от дорического ордера большей легкостью пропорций и более богатым декором всех частей. Ионический ордер сложился в каменном зодчестве в ионических областях Древней Греции между 560 и 500 гг. до н.э. Особенное распространение ионический ордер получил в Греции в эпоху эллинизма.

(греч. ippodromoV, от ippoV – лошадь и dromoV – бег) – место проведения испытаний рысистых и скаковых лошадей и конноспортивных соревнований. Ипподромы известны с глубокой древности. Ипподромы Древней Греции и Рима представляли собой прямоугольную площадку с закругленным концом и стеной посередине, вокруг площадки располагались трибуны для зрителей. Первый в России ипподром был организован в 1826 г. в Лебедяни Тамбовской губернии, в 1834 г. был создан в Москве (в 1951-55 гг. здание ипподрома с трибунами было перестроено архитектором И.В. Жолтовским.

– архитектурный облом. состоящий из выпуклой и вогнутой дуг. Прямой каблучок (выпуклая дуга наверху) используется в капителях. карнизах ; обратный каблучок (выпуклая дуга внизу) – в базах колонн, цоколях. Подробнее см. Обломы архитектурные.

(тюрк. от араб. kal`a – крепость) – возвышающаяся над зданием башня для наблюдения за возникновением пожаров. Каланчи имели колокол, площадку для дежурного и мачту для сигнализации флагами и фонарями. С развитием телефонной связи каланча потеряла свое значение.

(итал. campanile) – в итальянской архитектуре средних веков и Возрождения четырехгранная или круглая многоярусная башня-колокольня. обычно стоящая отдельно от храма.

(от франц. cannelure – желобок) – вертикальные (на стволе колонны или пилястры ) и горизонтальные (на базе колонны ионического ордера ) желоба. Делаются либо вплотную одна к другой (дорический ордер ), либо с небольшими промежутками (ионический ордер.

(позднелат capella, итал. capella – часовня) – в католической и англиканской архитектуре небольшое сооружение или помещение для молитв одного знатного семейства, для хранения реликвий, размещения певчих и т.д. Капеллы находились в храмах (в боковых нефах или вокруг хора – “венец капелл” в готической архитектуре), а также в замках и дворцах. Строились также отдельно стоящие капеллы (например, Сикстинская капелла.

(от позднелат. сapitellum – головка) – пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны ), передающая ей нагрузку от архитрава и других расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, например, в пилястре ). Известны в зодчестве Древнего Востока. В античную эпоху сложились три основных классических типа капителей: дорическая, ионическая, коринфская (см. подробнее: Ордера архитектурные). Своеобразные типы капителей были созданы в Китае, Японии, Мексике, в византийской, романской, готической, древнерусской архитектуре, архитектуре Армении, Грузии, Средней Азии. С эпохи Возрождения широко варьировались типы античных капителей.

(перс. буквальн. – дом караванов) – постоялый двор в городах и на торговых путях Ближнего Востока, Средней Азии, Закавказья. Караван-сараи известны с древности, широко распространились в 9-18 вв. в связи с ростом городов и усилением транзитной караванной торговли. Известны зальные караван-сараи (встречаются в Азии) – прямоугольные здания, разделенные на нефы (средний неф – для людей и товаров, боковые – для животных). Наиболее распространен тип караван-сарая с внутренним двором, окруженным одно- и двух- (реже – трехэтажными) помещениями (вверху обычно гостиница, внизу склады и стойла). Караван-сараи укреплялись стенами либо присоединялись к рабатам. С развитием железных дорог потеряли свое значение.

(греч.) – скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании. Кариатиды были широко распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве XVII-XIX вв.

(нем. Karnies; первоисточник: греч. korwniV заключение, конец) – горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу (покрытие) здания и защищающий стену от стекающей воды; имеет также декоративное значение. Карниз бывает верхний (венчающий, например, в антаблементе ) и промежуточный.

(франц. cartouche, от итал. cartoccio – сверток, кулек) – украшение в виде щита или не до конца развернутого свитка, на котором помещается герб, эмблема или надпись. Лепные и резные картуши украшали входы во дворцы. Были распространены в 16-18 вв.

(франц. сascade, от итал. cascata, от cascare – стремительно падать вниз) – естественный или искусственный водопад, низвергающийся уступами. В парковой архитектуре каскады создаются расположением на разных уровнях водоемов, ступеней и уступов, по которым стекает вода. Знамениты каскады итальянских вилл (д`Эсте в Тиволи, 1550-72 гг. арх. П. Лигорио), в парке Петродворца.

Кассеты. кассетоны, кессоны.

(итал. cassetta) – квадратные или многоугольные углубления на потолке или внутренней поверхности арки. свода или потолка. Играют конструктивную и декоративную роль, а также применяются для улучшения акустики помещений.

(итал. сatacomba, от позднелат. catacumba – подземная гробница) – подземные помещения искусственного или естественного происхождения. Использовались в древности для совершения религиозных обрядов и для погребения умерших. Наиболее обширны римские катакомбы (2-4 вв.) – разветвленные лабиринты узких галерей и небольших залов; некоторые украшены росписями (позднеантичные и раннесредневекового времени). Сходные с катакомбами сооружения сохранились в Киево-Печерской лавре.

(греч. kathedra сидение, скамья) – в христианской церкви возвышение, с которого произносятся проповеди. Кафедры богато украшались резьбой, статуями, рельефами. В мусульманских мечетях такие кафедры называют минбарами.

(от лат. quadrum четырехугольник) – каменный блок в форме параллелепипеда, употребляемый для кладки стен и сводов.

кассеты (франц. caisson ящик) – квадратные или многоугольные углубления на потолке или внутренней поверхности арки. свода или потолка. Играют конструктивную и декоративную роль, а также применяются для улучшения акустики помещений.

(греч. kiborion) – первоначально – сосуд для питья; в христианских храмах – дарохранительница, помещавшаяся под алтарной сенью. Позже киворием стали называть алтарную сень, обычно поддерживаемую колоннами и богато украшенную. См. также балдахин.

– простейшая конструкция в деревянном строительстве, которая образуется положенными друг на друга венцами из бревен. Клетью также называют неотапливаемую часть избы.

(франц. cloitre, от лат. claustrum – закрытое место, позднее монастырь) – закрытый двор в католическом монастыре, окруженный внутренней галереей. Характерен для романской и готической архитектуры.

то же, что князек, конек. конь.

то же, что князек, конек. конь.

– в русской церковной архитектуре XVI-XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара. имеющая дек

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Строительство под ключ
Добавить комментарий